Род Черкасских владел обширными землями в разных частях России. Каменное здание, которое позже стали называть Щудровской палаткой, было административным центром их владений в областях, которые сегодня составляют Ивановскую область. В палатке всего две комнаты: в первой когда-то располагался кабинет приказчика князей Черкасских. Он высчитывал оброк, взимаемый с уездных крестьян, и заносил убытки местных помещиков в расходные книги. Во второй — более просторной — располагался сельский архив. Чиновники тех времен строго фиксировали волостной товарооборот, а служилые люди останавливались в палатке, приезжая в эти края по поручению высокого начальства. Обратите внимания на архитектуру, с точки зрения современного архитектора здание выглядит весьма аскетично. Однако по тем временам дом отвеча л последнему слову в архитектуре: декоративно оформленный фасад, резные наличники на окнах, завершающиеся так называемыми «килями». Нижний ярус «приказной избы», или подклет, традиционно использовавшийся для хозяйственных нужд, отделен от первого этажа перекрытием - «поребриком». У местных жителей, успевавших за свою жизнь увидеть не так много каменных зданий, палатка вызывала большой интерес. В начале XIX века постройка перешла к купцу Осипу Щудрову. С тех пор здание получило свое имя, дошедшее до наших дней. Существует версия, что Щудров происходил из обыкновенных крестьян и разбогател благодаря верной службе черкесам. Так или иначе, но он стал полноправным владельцем «приказной избы». Щудров надстроил еще два этажа и превратил скромные палаты в набойную мануфактуру, где при помощи краски и оправок наносились разноцветные рисунки на ткани. Щудровская палатка простояла на своем месте около 250 лет, выдержав испытания временем. Однако только во времена СССР историки поняли, что палатка является одним из старейших зданий в городе. В 1964 году администрация Иванова приняла решение о придании Щудровской палатке первоначального вида. Так, первая в Иванове многоэтажка, вопреки диктату эпохи, уменьшилась в размерах, но зато приобрела высокий статус исторического памятника. В 1988 году реставрационные работы, наконец, завершились. Долгое время в здании Щудровской палатки размещалась одна из экспозиционных платформ Ивановского историко-краеведческого музея имени Д. Г. Бурылина. А в 2010 году на территории легендарной «приказной избы» был торжественно открыт первый и пока единственный в областном центре частный музей, учрежденный «Фондом возрождения Щудровской палатки». Частные коллекционеры теперь имеют уникальную возможность выставлять предметы из собственных коллекций в стенах памятника архитектуры. На фоне старинной кирпичной кладки здесь демонстрируется фаянс эпохи соцреализма и лаковая миниатюра Палеха. Более капризные предметы искусства могут пострадать из-за сырости: в помещение недостаточно света и тепла. Возле Щудровской палатки местные художники и народные умельцы имеют возможность выставлять свои работы на «Вернисаже под открытым небом». Так, Арт-сквер, маленькая точка на карте города притягивает множество людей и идей, лаконично вписываясь в современный ландшафт. А центром сквера является памятник, возведенный в честь родоначальника русского шансона - Аркадия Северного (см. Портфель экскурсовода 12). Памятник был установлен в июне 2010 года. Скульптор и автор проекта - Галим Долмагомбетов. В Санкт-Петербурге памятник планировали установить на закрытой территории Лесотехнической академии, но в итоге памятник был установлен в Иваново. С 2009 года в Иваново проводится музыкальный фестиваль имени Аркадия Северного «Чёрная роза». Аркадий Северный (настоящее имя — Аркадий Дмитриевич Звездин) родился 12 марта 1939 в г. Иваново. После окончания школы уехал в Ленинград, там получил экономическое образование и стал работать. Поскольку Аркадий не особо лояльно относился к советской системе, то за время учёбы он близко сошёлся с различными представителями «несоветской» молодёжи — со стилягами, фарцовщиками, диссидентами, и, наконец, с музыкальными коллекционерами. Среди последних был студент кораблестроительного института Рудольф Фукс. Однажды Фукс случайно услышал пение Аркадия и сразу загорелся идеей записать его на ленту. После нескольких пробных записей летом 1963 года Фукс вместе с компанией других коллекционеров-подпольщиков организовал домашнюю запись Аркадия под ансамбль. На этой записи и родился сценический псевдоним Аркадия — «Северный». В соответствии с модой тех лет, в репертуаре были в том числе и блатные песни. Как поется в одной из его песен: Да, я отлично всем известен В Огромном Доме у Невы - Как сочинитель гадких песен, Как автор двойственной молвы В начале 70-х годов судьба вновь свела Аркадия Звездина и Рудольфа Фукса. Фукс решил возобновить записи песен в исполнении Аркадия, а вскоре пришёл к мысли сделать из Аркадия Северного легендарную личность советского магнитиздата в амплуа «старого одессита». И с тех пор Северный приобрел большую популярность на всей территории СССР. Северный обладал очень оригинальным тембром голоса и экспрессивной артистической подачей песни. Мог ярко обыграть песню в любой стилистике, от романсовой до джазовой. Как известно, Аркадий Северный сам не писал слова для песен. В его репертуаре были песни на стихи известных и не очень известных поэтов, а также произведения, являющиеся народными или считающимися таковыми. Поскольку большинство концертов записывалось без предварительной репетиции, а тексты песен зачастую были новыми, незнакомыми, и Северный исполнял их прямо с рукописного или отпечатанного на машинке листа, то он часто допускал ошибки и оговорки. Его образ жизни, в сущности, был совершенно невероятен для советской действительности. Не имея ни прописки, ни паспорта, не говоря уже об официальном месте работы, Северный свободно разъезжал по стране и практически открыто участвовал в записях с репертуаром, совершенно неприемлемым для Советской власти. Обратите внимание, скульптура изображена с бутылкой. А накануне открытия скульптурная композиция неожиданно была изменена: в бутылке появилась чёрная роза, превратив символ алкогольной зависимости певца в вазу с цветами. Ивановская общественность обратилась с открытым письмом к губернатору и затем роза была демонтирована. Почему скульптор изобразил Северного с бутылкой? Дело в том, что на протяжении всего своего творчества, шансонье старался избавиться от алкогольной зависимости, несколько раз проходил курсы в специальных оздоровительных учреждениях. В 1980 году Аркадий Дмитриевич Звездин скончался в больнице, в которую был доставлен с обширным кровоизлиянием в мозг. Похоронен на кладбище Ленинградского крематория. Есть версия, что урна с прахом была утеряна ещё до её похорон на кладбище. Вот что рассказывают об этом: «Поставили урну на полку в коридоре, помянули, попели, поплясали, а потом обнаружили, что она куда-то пропала. Может быть, и выкинули в угаре…». Творческое наследие А. Северного состоит из более чем ста магнитофонных альбомов. Их список продолжает уточняться коллекционерами-энтузиастами. Далеко не все записи Северного можно считать разысканными на настоящий момент. Неизвестные ранее записи время от времени «всплывают» до сих пор. А для современных исполнителей шансона Северный – отец данного жанра в нашей стране. Давайте пройдем к центральной площади города – площади Революции. В совсем давние времена площадь называлась Торговой, то есть местом, где в центре села разместился торг (или базар). Представьте себе, раньше здесь под открытым небом стояли лавки с различным товаром (ситец, мука, обувь и т.д.). В конце XIX века площадь замостили булыжником, торговлю переместили в Нижний базар (он не сохранился) - ближе к улице Нижегородской (ныне - улица Смирнова). Площадь же переименовали в Городскую. В начале XX века по площади протекал ручей Кокуй, на месте нынешней проезжей части, соединяющей Проспект Ленина и Шереметевский проспект находился Приказный мост(см. Портфель экскурсовода 13) . В 1915 году, во время Первой мировой войны, в этом месте произошла антивоенная демонстрация, которая была жестко подавлена царскими властями. Погибло около 100 человек. Вскоре после этого события мост в память о трагических событиях был переименован в Красный, одновременно с этим Городская площадь получила своё нынешнее название — «Площадь Революции». В 1975 году в центре площади был установлен Памятник борцам революции 1905. Скульптор — Д. Б. Рябичев, архитектор — Е. И. Кутырев, соавтор — М. И. Милютин. Первоначально предназначался для установки в городе Одесса. Обратите внимание, композиция состоит из двух элементов. Скульптурная группа «Поднимающий знамя» представляет собой статую рабочего, поднимающего знамя, которое выпало из рук старшего товарища. Второй элемент композиции представляет собой прямоугольный монумент, символизирующий тюремные застенки, из которых вырывается революционное пламя. Внутри монумента установлен хрустальный кристалл с пульсирующей подсветкой, символизирующий биение сердца. В 2005 году был произведён капитальный ремонт монумента. Рассказ об истории площади Революции невозможен без упоминания разрушенного комплекса православных зданий, например летней Крестовоздвиженской церкви (см. Портфель экскурсовода 14), зимней церкви Рождества Христова, старой шатровой колокольни (одно время она использовалась и для слежения за возникновением пожаров в городе), новой колокольни, Федоровской часовни и Троицкой часовни на Нижнем базаре. В начале 1930-х годов все они были снесены. Попутно уничтожили и старое кладбище, на котором покоились, в частности, фабрикант и благотворитель Иван Бабурин, фабриканты Андрей и Антон Гандурины, Напалковы и др. В 1910 году там же был погребен благотворитель и предприниматель Иван Васильевич Небурчилов, завещавший городу почти 1 миллион 900 тысяч рублей. Планировали большевики возвести на этом пространстве огромный Дом советов, но к 1935 году денег хватило только на строительство южного корпуса по Поповской улице (ныне - Аптечный переулок). В 1871 году император Александр II утвердил переименование села Иваново и Вознесенского посада Владимирской губернии в безуездный город Иваново-Вознесенск. Таким образом, старый центр обработки льна село Иваново объединилось с индустриальным Вознесенским посадом и получило статус единой административной единицы. В связи с этим площадь переименовали в Георгиевскую. (см. Портфель экскурсовода 15) А основателем города Иваново-Вознесенск и первым Главой города считается Яков Петрович Гарелин (см. Портфель экскурсовода 16). В 2011 году в честь 140-летия города на площади Революции установили памятник Якову Гарелину. Авторы памятника – скульптор И.В. Бычков и архитектор В.М. Шахматов. Яков Петрович Гарелин – фабрикант, меценат, краевед и общественный деятель, с 1877 по 1886 год занимавший должность городского головы. Именно в период его правления, проведена огромная работа по благоустройству города и начато крупное строительство. Яков Петрович Гарелин оставил выдающийся след в истории нашего города. При нем началось благоустройство и озеленение города, он заложил и взрастил общественный сад по берегам ручья Кокуй, поднял вопрос об открытии музея в городе, пуске трамвая и постройке водопровода, открыл реальное училище (ныне в нём расположен художественный музей), женское училище, передал в собственность Вознесенского посада 6 деревянных лавок и 110 десятин земли в пустоши Бор, участвовал в претворении плана по строительству железной дороги к нашему городу. Яков Петрович обладал неумной энергией, мобильностью, непоседливостью. Он не раз посещал Москву, Санкт-Петербург, часто выезжал за границу. Кроме того, ему была присуща огромная жажда знаний. Гарелин собирал личную библиотеку из книг, посвященных богословию, географии, философии, истории. В собрании иваново-вознесенского фабриканта и купца можно было отыскать Коран 1790 г. издания, турецко-татарско-русский словарь и прочие диковинки. Ранняя смерть сына Германа (он умер в 23 года), видимо, приблизила кончину его жены - Любови Васильевны Гарелиной, которой не стало спустя пять лет. Якову Петровичу на тот момент исполнилось 65 лет. Он тяжело переживал свое вдовство. Его спасла работа, в которую он ушел с головой. Оставшись один, Я.П. Гарелин продолжил заниматься своей деятельностью. Интересный факт в его биографии: узнав об эликсире молодости, изобретенного парижским ученым, немедленно поехал во Францию, где и прошел курс омоложения по данной методике. Правда, не исключено, что Якову Петровичу выписанное средство из Парижа ввели в Москве. Утверждают, что после применения лекарства Гарелин преобразился на глазах. Но затем он очень быстро постарел и в 1890 г. скончался. Пусть и с опозданием, но потомки признали заслуги этого незаурядного человека в 2006 г. ему было присвоено звание «Почетный гражданин города Иванова»; основанная им публичная библиотека носит его имя с 2000 г.; была переиздана его книга, первое исследование по истории нашего города, «Город Иваново-Вознесенск, или Бывшее село Иваново и Вознесенский посад». Предлагаю вам посмотреть группу городских скульптур, уже известного вам мастера – Владимира Волкова. Перед вами три забавные скульптуры, сделанные также из водопроводных труб: «Дай лапу» - это четвероногий друг, выполняющий команду, «Самоделкин» - катается на скейтборде и «Папаня» - на ней изображены персонажи известного мультика. Работы Волкова находятся в частных коллекциях различных городов России: Красноярска, Новотроицка, Пскова, Москвы, Санкт-Петербурга, Киева, Саратова, Екатеринбурга и других. А в прошлом году Волков выполнил по заказу власти поселка Лежнево скульптуру «Русь непокорная» (см. Портфель экскурсовода 17). Заказ был сделан к 200-летию Бородинского сражения. Почему здесь решили установить такую скульптуру? Боев, конечно, здесь с французами никогда не вели. Однако два века назад жители построили здесь колокольню в честь освобождения русской земли от Бонапарта. Первоначально памятник хотели поставить именно ему. Как рассказал автор памятника: «Просили сделать побитого Наполеона, но я сделал его задумчивым. Он в сидит он на лавочке в эполетах и смотрит на колокольню». Жители города плохо восприняли идею установления памятника: «Зачем нам тут памятник завоевателю? Тем более в сквере, где стоит памятник Пушкину, который погиб от пули француза!». В результате от первоначального образа воинственного императора автор отказался. Теперь это памятник просто французскому солдату. И назвать его решили «Русь непокорная». Мол, сидит наполеоновский вояка и думает: «И зачем это я пошел на Русь?» Еще одной работой этого мастера является памятник Н.Н. Бенардосу (см. Портфель экскурсовода 18). Памятник установлен к 170-ию со дня рождения Н.Н. Бенардоса летом 2012 года. Кто же такой Н.Н. Бенардос? К сожалению, в настоящее время многим это имя ни о чем не говорит. А ведь это автор огромного количества изобретений и проектов в различных областях техники. Его первым изобретением является зубная пломба, которую он изготовил из серебра. Также среди его изобретений: аккумуляторы, газовая горелка, кран для умывальника, машинка для приготовления мороженого, прибор для охлаждения воздуха в жилом помещении и многое другое. Николай родился в селе Бенардосовке (Украина). В конце декабря 1867 года, для решения ряда хозяйственных вопросов, Николай побывал в родовом поместье матери, которое находилось в городке Лух Юрьевецкого уезда Костромской губернии. С тех пор он неоднократно приезжал в этот заштатный городок. В одно из таких посещений Бенардос познакомился с Анной Алексеевной Лебедевой — дочерью хозяина лухского постоялого двора и затем женился на ней. Жил на территории Лухского района в 1867-1882 гг. А какое же отношение Н.Н. Бенардос имеет к городу Иваново? Дело в том, что именно он впервые в мире осуществил сварку металла посредством электрической дуги, а сделано это было на Куваевской мануфактуре в Иваново-Вознесенске, возле которой мы и находимся. «Большая Ивановская мануфактура» им. О. А. Варенцовой располагается историческом центре города, который известен в основном бывшими домами и усадьбами известных людей. Но про усадьбы вы узнаете на другой экскурсии. А я бы хотела остановиться на промышленной архитектуре XIX века - в городе практически в нетронутом виде сохранилось несколько текстильных фабрик, относящихся к этому периоду. А фабрика «БИМ», по словам специалистов индустриальной архитектуры XIX века, - это один из крупнейших и наиболее интересных архитектурных комплексов Иваново. Как вам известно, Иваново – это ситцевая столица России. Уже в ХVII в. Иваново становится центром холщевого промысла. Изготовляли холст с помощью ручного ткацкого станка, а пряли лен крестьяне в деревнях при помощи веретена и прялки. Холсты отбеливали по берегам реки Уводь. В конце этого столетия возникает набойный промысел на холсты стали наносить рисунок. С тех пор, Иваново традиционно являлось центром лёгкой промышленности (за звание главного центра лёгкой промышленности в Европе город конкурировал с польским городом Лодзь, также бывшим в составе Империи на тот момент). К концу 19 века в городе насчитывалось 59 фабрик и заводов. Фабрики Иваново-Вознесенска выпускали уже готовые ткани, поэтому город часто назывался «ситцевым царством» и «Русским Манчестером». Куваевская ситценабивная мануфактура была одной из первых в городе. Основателем был Яков Ефимович Куваев, который ещё в 1817 году имел небольшую фабрику с ручной выработкой ситцев. После смерти Якова Ефимовича в фабрикой продолжал управлять его сын Иван Яковлевич, а затем – сын последнего, Харлампий Иванович Куваев (см. Портфель экскурсовода 19). С1857 года ручная выработка ситцев на фабрике постепенно стала сокращаться и заменяться машинной. После смерти Х.И.Куваева фабрика перешла по наследству к его жене, а затем к её дочери Надежде Харлампиевне Бурылиной, урождённой Куваевой. С 1872 фабрикой управлял старший сын фабриканта Геннадия Диадоровича Бурылина и супруг Надежды Харлампиевны, Николай Геннадиевич Бурылин (см. Портфель экскурсовода 20). Благодаря Бурылиным деятельность фабрики процветала, а выпускаемые изделия неоднократно награждались на международных выставках. В 1917 году на фабрике был избран фабричный комитет, на базе которого была создана боевая дружина для охраны фабрики и поддержания революционного порядка в городе. Само предприятие было национализировано в 1919 году и сменило название на «Большая Иваново-Вознесенская мануфактура» (БИВМ). В 1920 году БИМ стала первой из 22 ударных предприятий, которые начали работать после разрухи, вызванной Гражданской войной. После переименования Иваново-Вознесенска в Иваново (в 1933 году) фабрика стала называться Большой Ивановской мануфактурой (БИМ). В послевоенное время предприятию было присвоено имя О. А. Варенцовой (см. Портфель экскурсовода 21)– революционерки, организатора первого марксистского кружка в Иваново-Вознесенске. В феврале 2008 года фабрика закрылась. Как вы заметили, фабрика располагается вблизи реки. Когда в Иванове еще только появилось набоечное производство, по берегам Уводи стали возникать так называемые заварки, а на самой реке мытилки. Ткань после окраски заваривали, а затем прополаскивали в речной воде. Таких мытилок в черте села были десятки. Резко к худшему изменилась судьба реки в конце 18 - начале 19 века, когда в Иванове начался быстрый рост текстильной промышленности. Известковая вода Уводи оказалась подходящей для красильного производства. Потому-то вдоль её топких, заросших ивняком берегов один за другим стали подниматься фабричные корпуса. Река Уводь протекает по территории Ивановской и Владимирской областей. Является частью бассейна реки Волги. Уводь пересекает город Иваново с северо-запада на юго-восток. В черте города в Уводь впадают несколько рек и ручьёв, самые крупные из которых: река Талка, Харинка река, Дюкин ручей и др. Как вы думаете, почему река называется Уводь?
�ком берегов один за другим стали подниматься фабричные корпуса. Река Уводь протекает по территории Ивановской и Владимирской областей. Является частью бассейна реки Волги. Уводь пересекает город Иваново с северо-запада на юго-восток. В черте города в Уводь впадают несколько рек и ручьёв, самые крупные из которых: река Талка, Харинка река, Дюкин ручей и др. Как вы думаете, почему река называется Уводь?
|